Создание MVP для сервиса аренды помещений от 1 часа

Рассказали, как запускали собственный стартап Arenta — находили команду, проектировали, разрабатывали, ошибались, но в итоге сделали релиз и убедились, что продукт нужен рынку.

20 авг. 2021
НЕДВИЖИМОСТЬ
Кейс
Разработать MVP сервиса на базе веб–приложения, сделать релиз альфа-версии и запустить рекламные каналы трафика, чтобы подтвердить продуктовые гипотезы.

Задача

Владислав Гетманенко
CEO, Product Design Lead
Разработка проекта началась в январе 2021 года. Мы спроектировали интерфейс, провели коридорное исследование, и начали формировать команду. Через месяц мы наняли людей и запустили разработку, параллельно дорабатывая UX/UI. За 6 месяцев мы собрали первую версию продукта и сделали альфа-релиз.

Процесс

Гипотеза сервиса краткосрочной аренды родилась на фоне 11-летнего опыта в сфере коммерческой недвижимости и знаний о рынке одного из фаундеров проекта. Команда Art & UX стала главным партнёром в разработке продукта и эдвайзером по части R&D, пользовательского опыта и стратегии запуска MVP.

Мы увидели существенный спрос на краткосрочную аренду вместе с растущим трендом шэринг–экономики. Идея арендовать помещение прямо через приложение, без звонков и участия других людей также пересекалась с глобальным трендом диджитализации, которая уже пришла в рынок аренды автомобилей.

Рынок

рынок краткосрочной аренды офисов в Москве, что ~10% от аренды офисов
457
$
m
потенциальный доход агрегаторов краткосрочной аренды в Москве
46
$
m
спрос превышает предложение на рабочие места в коворкингах
x5
Мы провели интервью с предполагаемой целевой аудиторией сервиса, а также узнали конкурентные преимущества других компаний, которые предлагают краткосрочную аренду. Первые гипотезы мы проверили через разработку UX-прототипов и их тестирование на целевой группе — просили респондентов арендовать помещение, озвучивая свои шаги. Так мы обратили внимание на сложные операционные процессы услуги, такие как верификация данных со стороны арендатора и арендодателя, а также финальный этап сдачи–приемки объектов.

Исследования

UX–прототипы интерфейса сервиса
В завершие этапа Product Discovery мы составили Lean Canvas проекта — описали наше видение проблемы, будущее решение, целевую аудиторию, конкурентов, способы продвижения и монетизации. Мы сделали приоритезацию функционала продукта, отказались от элементов, которые дорого стоили, но не были существенно важны для клиента. Это позволило ускорить разработку MVP и реализовать альфа–версию на базе веб-приложения с минимальным бюджетом.

Lean Canvas продукта Arenta
Принципиальным решением в выборе платформы для разработки MVP стал веб-итерфейс, который позволил нам тестировать рекламные гипотезы директивно, направляя трафик на конкретное помещение или группу объектов. Веб-решение стоило дешевле в разработке, а также позволяло собирать аудиторию десктоп-устройств.

Веб-приложение

Разработка продукта на вебе имело множество ограничений, но было лучшим выбором для нашего этапа развития. Мы понимали, что если сервис Arenta найдет свой Product Market Fit следующим шагом станет создание мобильных приложений на новой архитектуре.

Онлайн–доски объявлений также являются конкурентами продукта Arenta, и многие решения мы заимствовали у них, в том числе интерфейсы фильтрации объектов под запрос пользователя. Однако, учитывая наши ограничения в бюджете и сроках, для MVP мы отказались от поиска объектов по карте или метро, сузив зону поиска до округов и главных «колец» города — это позволило собрать функционал быстрее.

Фильтры

Система фильтров дает возможность просматривать объекты, которые свободны в конкретное время, например, когда у клиента запланирована встреча, и он хочет подобрать переговорную комнату в нужный час. Также в процессе интервью с целевой аудиторией мы выявили главные запросы пользователей к помещениям. Например, психологам часто важно наличие диванов, а бизнес–консультанты хотят арендовывать объект вместе с флипчартом — всё это позволяет найти сервиса Arenta.

Одно из преимуществ сервиса краткосрочной аренды в том, что уже на странице выдачи мы предлагаем пользователю выбрать время и забронировать объект. Так мы получем бóльшую конверсию за меньшее количество шагов. Следующим действием клиент выбирает время и производит оплату брони. Останется только ввести код из личного кабинета на электронном замкé, чтобы начать пользование.

Выдача

Резервирование помещения происходит в три шага — пользователь выбирает дату, время, и подтверждает своё намерение оплатой. Arenta предоставит скидку до 50% за час, если помещение нужно на весь день. Данные о забронированных слотах хранятся в базе данных, что исключает дублирование аренд на одно время.

Бронирование

Если помещение не подключено к базе данных Arenta, сначала собственник подтверждает доступность временного интервала в течение 30 минут через почту или личный кабинет, после чего клиенту становится доступна оплата. Мы разработали внутреннюю CRM-систему для арендодателей, где они могут вручную скрыть свободные слоты, например, когда сами хотят воспользоваться объектом.

Верификация данных пользователей и собственников помещений — значимый блок в работе сервиса. На этапе масштабирования мы имплементируем инструмент считывания и хранения паспортов, чтобы обеспечить безопасность использования помещений. Для тестирования MVP мы отказались от разработки такого функционала и делегируем его на ручное сканирование и верификацию.

Личный кабинет

В выборе стилистики дизайна мы опирались на принцип простоты и конгруэнтности. Главной задачей мы видели создать интерфейс, который будет знаком целевой аудитории по работе с другими приложениями для выбора недвижимости. Это позволило нам минимизировать риск ошибки при запуске.

После оплаты бронирования в личном кабинете пользователь может увидеть три состояния аренды: ожидание, процесс, овертайм. Возможность открыть дверь через электронный замок появляется за 5 минут до начала аренды. В процессе пользования помещением клиент может снова увидеть код от двери, на случай если он покидал помещение, а также увидеть оставшееся время аренды.

Аренда

UI-состояния аренды
Для открытия помещения, его приёмки и сдачи лучше всего подходит мобильный интерфейс, однако мы сохранили техническую возможность сделать это через другие устройства. Для принятия помещения сервис попросит пользователя подтвердить согласие с актом приёма-передачи, а в случае возникновения проблем клиент сможет нажать на соответствующую кнопку, прикрепить фотографии и отказаться от аренды.

В завершение сервис показывает чек операции. Если время пользования помещения превысило срок бронирования, сумма пересчитывается автоматически исходя из ставки овертайма — остаток нужно будет доплатить перед началом следующей аренды. На этом шаге мы не упустили возможность замерить показатели NPS и CSI через форму обратной связи.
Чтобы предоставить альфа–версию ранним пользователям мы арендовали несколько помещений и оборудовали их электронными замками. Мы интегрировали Arenta с API производителя — это позволило нам создавать динамические коды для открытия дверей и отображать их прямо на сайте в личном кабинете клиента.

Несмотря на существенное количество багов и ошибок, респонденты отмечали удобство способа аренды. Мы также заметили новые паттерны работы с веб-приложением — многие пользователи хотели бронировать помещения в определенный день недели на несколько месяцев вперёд, когда у них стабильно запланированы мероприятия. Это указывало на высокий потенциал CTLV в случае, если мы адаптируем продукт под задачи клиентов.

Коридорное тестирование

Следующим шагом нам предстояло выбрать типы помещений, на которых мы сфокусируемся, и определить окупаемые каналы продвижения. Для проведения рекламных тестов мы настроили таргетированную рекламу на несуществующие объекты. Тестируя жизнеспособность мы были готовы пожертвовать несколькими негативными отзывами в пользу скорости, поэтому по нажатию на кнопку «забронировать» клиенту намеренно показывалась ошибка. Нам было важно увидеть спрос, стоимость кликов и конверсий, чтобы построить финансовую модель.

Тестирование трафика

стоимость привлечения клиента по направлению помещений для ивентов
1.1k
доход сервиса с первой транзакции по направлению помещений для ивентов
1.2k
прогнозируемый показатель CLTV по направлению помещений для ивентов
10k
Рекламные креативы Arenta
Сайт поиска и бронирования — один из трёх программных продуктов, который мы разработали для поддержания работы сервиса Arenta. Проект включает в себя админ. панель для мониторинга данных, верификации новых пользователей и объектов. Отдельный блок разработки — наше b2b решение для собственников помещений, которое позволяет самостоятельно добавлять и редактировать объекты, а также видеть статусы бронирований во внутренней CRM-системе.

Экосистема

Если вам было интересно, сделайте ссылку на этот пост в своих социальных сетях — это поможет продвижению нашей компании.

Поделитесь публикацией

Контакты

Art & UX
thats@artux.ru
Москва, Мясницкая, 46с1
Владислав Гетманенко
CEO, Product Design Lead

Читайте также

Расскажите о своей задаче в Telegram, и мы предложим варианты сотрудничества.
Какую цель мы можем помочь вам достичь?